Логика в эпоху Возрождения и в Новое время

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

В эпоху Возрождения экспериментаторы стали противопоставлять опыт дедукции, связываемой со схоластикой и Аристотелем. Леонардо да Винчи, Г. Галилей своей логикой «естественного мышления» дали толчок для возрождения индукции.

В начале Нового времени Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) и Р. Декарт (1596-1650 гг.), резко выступили против аристотелевской логики. Они предприняли попытку создать логику открытий, позволяющую с помощью экспериментов отражать естественный мир и его свойства более адекватно, чем в аристотелевской средневековой логике, которая отошла от материального критерия истины. В этот исторический период в логике появилось множество значимых для науки публикаций. Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона - Милля. Суть индукции (обобщения) - в восхождении от частных случаев к общим правилам. Для построения новой науки необходимо, разрушить схоластику, освободить умы людей от заблуждений, идолов, для того, чтобы люди сознательно избегали заблуждений, порождаемых либо природными особенностями органов чувств человека, либо вызванных особенностями отдельных людей, либо заблуждений от привычного словоупотребления, либо от веры в авторитеты. Ф. Бэкон, свободным от этих недостатков, предлагал приемы, с помощью которых можно, чисто механически делать открытия без особых умственных усилий, а именно «таблицы открытий», получившие название методов научной индукции. Отметим, что он не всегда был справедлив по отношению к аристотелевской дедукции, т.к. перечисляемые Аристотелем ошибки в работе «О софистических опровержениях» частично совпадают с его «идолами». Очевидно, что Бэкон знал аристотелевскую логику в схоластическом виде и чрезмерно преувеличивает роль и значение индукции в научном познании.

XVII век характерен не только становлением опытного, но и теоретического естествознания, которое восстанавливает дедукцию и формирует гипотетико-дедуктивный метод, который при создании гипотез использует идеи дедуктивного характера, а следствия из гипотез сопоставляет потом с данными опыта.

На иной основе, чем у Ф. Бэкона, строит логику Р. Декарт. Под логикой он тоже понимает метод научного исследования, который освещает путнику дорогу в темноте. Негативное отношение Р. Декарта к схоластической логике Аристотеля проявляется в его принципе всеобщего сомнения, которым Декарт проверяет все знание. Принцип сомнения был для него несомненным, подобно математическим положениям, ибо только она создала единую, нигде не нарушаемую цепь, дающую достоверные знания. Под методом, он разумел точные и простые правила, строгое соблюдение которых препятствует принятию ложного за истинное. Он сформулировал четыре правила: принимать за истину лишь то, что с очевидностью принимается таковым; дробить каждую из трудностей на столько частей, сколько только можно; мысли начинать с простейшего и мельчайшего, восходить постепенно до познания более сложных.



На основе учения Р. Декарта П. Николь и А. Арно в Париже в 1662 году издали учебник «Логика, или Искусство мыслить», получившего впоследствии название «Логика Пор-Рояля», в котором сочетали дедуктивный метод Декарта с методологическими требованиями Б. Паскаля.

Продолжатель дедуктивной линии в логике Г.В. Лейбниц (1646—1716 гг.), который считал, что логика дает другим наукам метод открытия и доказательства. Заслуга Лейбница в разработке принципов логики, системы логических модальностей общепризнанна. Бесспорно то, что с именем Лейбница связано формирование математической логики. Им впервые сформулированы положения, приведшие к созданию такой логики, которую он мыслил разновидностью универсальной математики. Лейбниц разработал то, что впоследствии было названо логикой классов, исчислением высказываний; он нашел «алфавит» понятий, набор простых, непротиворечивых понятий, комбинации которых по определенному методу формируют теоретические доказательства. Его идеи хотя и не были отвергнуты всеми, но И. Кант и Г. Гегель, выступили против аналогии формальной логики и алгебры, и не признание за математизацией логики практического значения, задержало развитие в этом направлении.

В этот период распространяются взгляды Дж.С. Милля, который противопоставил свои методы анализа причинных связей (методы научной индукции) силлогистике, т.е. дедукции. Можно сказать, что в определенной мере ответом на это противопоставление и явились в середине XIX века работы О. де Моргана и Дж. Буля, обобщающие силлогистику и переводящие силлогизмы на язык алгебры.

После Г. Лейбница единая линия истории логики как бы раздваивается на историю традиционной формальной логики и историю математической (символической) логики. Наиболее значимое имя символической логики, имя Джорджа Буля (1815-1864 гг.), положившего в основу своих работ аналогию между алгеброй и логикой и, пользуясь математическими операциями, создавшего логическое исчисление, позволившее найти новые типы выводов, не учитывающиеся в традиционном учении об умозаключении. Работы Ч. Пирса, Д. Венна, П.С. Порецкого, Э. Шредера, окончательно убедили специалистов в возможности алгебраизации логических форм и других мыслительных структур.

Огромную роль в разветвлении истории логики сыграл и И. Кант, предложивший для преодоления ограниченности общей (формальной) логики, создать новую логику - трансцендентальную, выясняющую возможность, безусловно, всеобщих и необходимых априорных истин. Г. Гегель в своей диалектической логике, логики абсолютной идеи, т.е. идеалистической логикой, так же пытается решить эту задачу. Материализация учения Гегеля принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу и, с них начинается история материалистической диалектической логики.

Современная логика

В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки, бурно развиваются как теории, так и практики «машинного мышления», создаются вычислительные системы.

В 80 годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось создание экспертных систем с использованием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ. Появление персональных компьютеров в школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.

Логика в России

Первый россиянин, написавший, всего лишь три страницы о логике, был князь А. М. Курбский (1528-1583 гг.). Им подготовлена к изданию первая на русском языке печатная книга по логике, переведенная князем «От другие диалектики Иона Спанинбергера о силлогизме вытолковано». Князь, был уверен в том, что в идейной, полемической борьбе зачастую одерживает верх не ближайший к истине, а «навыкший в слове». Логика, по мнению князя, «наука светлейшая словесная» и «много нам потребная», и он ее советует изучать тщательно, и этот совет злободневен и для современных учащихся.

Первый учебный курс логики, читаемый в 90 гг. XVII века, руководителем первого высшего духовного учебного заведения Московской Руси иеромонахом Софронием Лихудой, был подготовлен им на греческом языке. Первое написанное на русском языке в 1758 году учебное пособие по логике, рукописное «Логика» Макария Петровича, так и не изданное. Также не изданной осталась и «Логика» профессора Е.Б. Сырейщикова, написанная им в 1788 году для «употребления будущих Университетов и гимназий». Изданные первые труды, затрагивающие логику, были две работы М. Ломоносова «Краткое руководство к риторике» (1744 г.) и «Краткое руководство к красноречию» (1748г.). Наиболее важные работы этого периода – «Философические предложения» Якова Козельского (1768 г.) и «Письма о разных физических и филозофических материях» Л. Эйлера (1768-1774 гг.), где впервые были использованы «круглые фигуры», облегчавшие рассуждения, которые посредством фигур «тотчас взору представлялись».

Широкое распространение логики в России началось в XIX веке - развивается высшее светское, университетское образование, издаются учебники. Логика стала обязательной учебной дисциплиной и представлена именами П. Любовского, И. Любачинского, П. Лодия, А. Галича, Н. Рождественского. Однако, подлинный расцвет, связанный и с новаторскими разработками логики, падает на начало ХХ века и представлен именами В.Н. Карпова, М.И. Владиславлева, М.И. Каринского, Н.Я. Грота, Л.В. Рутковского, А.И. Введенского, П.С. Порецкого, Е.Л. Буницкого, С.О. Шатуновского, Н.А. Васильева, С.И. Поварнина. Характерно, что учебная литература по логике издается и для самообразования, что свидетельствует о широком вхождении ее в общественное сознание.

Послереволюционный период истории логики в советской России неблагоприятен для формальной логики, она искусственно противопоставлялась диалектической, объявлялась метафизической, буржуазной наукой, и надолго была изъята из учебного процесса. Лишь в 1947 году была восстановлена, но постоянно испытывала прессинг со стороны логики диалектической, а математическая логика, долгие годы существовала в рамках математики, спасаясь, таким образом, от идеологического давления. Сегодня, несмотря на то, что у них много общего, математическая логика далеко отошла от традиционной. Символика математической логики слишком сложна, необходимость придавать естественным языковым выражениям символический вид, усложняет ее использование прежде всего в гуманитарной области, поэтому она не получила распространения в этой среде. Математическая логика более ориентирована на «искусственный интеллект, современные задачи связаны с компьютеризацией образования.

1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Задачи логики: достижение истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка собственного мыслительного аппарата и надежных методов познания. Человек должен научиться сознательно, применять правила и законы построения рассуждений и, следовательно, мыслить последовательно и доказательно. Логика, исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, формирует научные методы, учитывающие объективную диалектику. Она изучает процесс мышления с точки зрения достижения практической результативности и верности конечного знания. Логика и мышление имеют специфику взаимосвязи: во-первых, логическая форма и законы мышления общечеловеческие, ибо мыслительный процесс у всех людей имеет общую структуру; во-вторых, логика основывается на единстве содержания и формы предмета, что обеспечивает непротиворечивость мыслительного процесса; в-третьих, логика имеет всеобщий характер, она, абстрагируясь от частного, анализирует общее.

Логическое мышление необходимо развивать различными методами, оно не врожденная субстанция. Одним из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления является изучение науки логики, а это помогает человеку избегать неясностей, противоречивых рассуждений; вскрывать неточности и ошибки логического характера, дисциплинировать собственную мысль.

Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные; нацеливает мысль человека на лаконичность, четкость и правильность изложения.

Логика как научная дисциплина необходима людям самых различных профессий, и в первую очередь тем, кто профессионально занят научной деятельностью, так как является инструментом для переработки и систематизации понятий, а в научном споре, инструмент построения аргументов. Важна она и для работников системы народного образования, так как они передают знания накопленные человечеством от поколения к поколению. Нужна она и работникам СМИ, так как их мысли и слова обращены к громадным массам населения и могут вызывать серьезные последствия. В медицине, так как медицинские работники, имеют дело с жизнью и смертью людей, им необходимо определять диагноз, методы лечения. Особое значение логики в деятельности юристов, им необходимо разобраться во всех тонкостях при ведении дел в суде. Свобода и даже жизнь человека зависят от искусства владения логикой следователя, прокурора, адвоката.

Логика важна в процессе законотворчества, сложность которого проявляется в двух аспектах: содержательном и формальном. В содержательном – трудно согласовать в одном законе интересы всех, но это необходимо, так как законы должны выражать интересы большинства. В формальном аспекте – сложность проявляется в необходимости применять все законы и принципы логики, необходимо знание таких приемов как анализ, синтез, обобщение, сравнение и других. Таким образом – логика основа законотворчества.

Важна логика и в политической сфере. В кризисные периоды и консерваторы и радикалы стремятся воздействовать на убеждения людей, чтобы привлечь их на свою сторону, стремятся доказать, что только они будут выражать и отстаивать интересы широких слоев. Для этого необходимо знание законов и форм мышления, их сознательное использование, что бы точно использовать понятия, последовательно и системно излагать мысли, обосновывать процесс рассуждения.

Логика нужна в конечном итоге всем нормальным людям, в жизни постоянно приходится рассуждать и очень важно научиться рассуждать правильно. Знакомство с логикой приучает точно мыслить и ясно излагать свои мысли, она содействует формированию связной и ясной речи. Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей, и каким бы родом деятельности ни заниматься, часто это - необходимое условие ее успеха.

Логика формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения, вооружает средствами, позволяющими обнаружить, и устранить ошибку рассуждения. Она помогает справиться с демагогией и софистикой, только знакомство с логикой, поможет определить правильность рассуждений и какие требования нарушены. Логика учит спорить, корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочное убеждение своего оппонента, находить компромиссы, разоблачать недобросовестные приемы и уловки. Но самое главное это то, что логика вырабатывает привычку думать. Системы школьного и высшего образования стремятся дать учащимся как можно больше информации, но не учат думать, поэтому многие не любят и не умеют думать и полагаются на чьё-нибудь мнение. Очень важно, что бы этот процесс стал привычкой, доставлял наслаждение.

1.4. ЛОГИКА И ЯЗЫК

Мышление и язык

Мышление - высшая форма активного отражения, выражающаяся в целенаправленном познании человеком существенных связей и отношений объективного мира, продуцировании новых идей, прогнозировании грядущих событий и действий. Возникая на основе чувственного опыта, реализующегося в трех основных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях - мышление не сводится к простой совокупности чувственных образов. Оно позволяет формулировать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны чувственному познанию.

Ощущение -это отражение чувственно воспринимаемых свойств или явлений объективного мира, непосредственно - цвет, форма, запах, вкус, тепло, холод. Восприятие – это целостное отражение внешнего мира, непосредственно воздействующего на органы чувств - зрительное восприятие растущей травы на холме, слуховое восприятие шума морских волн, музыкальной мелодии, образ самолета, леса, луга. Представление -это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, а представление тогда, когда такое воздействие отсутствует - сохранившиеся в памяти человеке явления, события, образы своего дома, образы родных и близких людей, которых мы сейчас не видим, образы тех мест, где человек когда-то отдыхал. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально, но они могут формироваться на основе описания предметов, не существующих в действительности – кентавр, колдунья, кикимора, дьявол, чебурашка, т.е. восприятие может быть не только воспроизводящим, но и творческим, в том числе фантастическим.

Чувственное познание дает знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Познавая окружающий мир, человек, стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества, что невозможно без мышления,отражающего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим эти типичные черты мышления, отличающие его от чувственного познания. Во-первых, в отличие от чувственного познания, отображающего внешние признаки предметов, мышление отражает их существенные внутренние свойства; во-вторых, мышление - обобщенное отражение, фиксирует качества, присущие не одному предмету, а целому классу однородных предметов; в-третьих, мышление представляет собой опосредованное отражение объективной действительности; в-четвертых,мышление изначально связано с языком. Нет языка без мышления и нет мышления без языка, который выступает средством мыслеобразования; является средством обмена мыслями, выполняя коммуникативную функцию; выступает основой памяти и служит средством передачи социального опыта. Мышление и язык исторически и генетически связаны, но в, то, же время существенно отличаются друг от друга. Мышление идеально, а язык, как знаково-сигнальная система – материален, и обладают они не только общими свойствами, но и качественно отличаются друг от друга, относительно самостоятельны - всякая мысль выразима в знаковой системе, но не всякий знак имеет смысл. Мышление как идеальная система имеет свои элементы - отдельные формы мысли - понятия, суждения, умозаключения и их сочетания. Элементами языка выступают - буквы, буквенные сочетания, слова, словосочетания, предложения и т. д.

Рассмотрев все эти особенности мышления, можно утверждать, что оно является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Однако неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям и ощущениям. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления - законы природы и общества, движение элементарных частиц, но источником всех наших знаний о действительности являются все те, же ощущения, восприятия, представления.

Для того что бы освоить проблемы формальной логики, необходимо глубоко понимать, что является ее объектом и предметом как науки. Опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, что осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение - основа абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание, но для этого, надо уметь правильно мыслить, т.о. абстрактное мышление выступает объектомлогики как науки. Следовательно, логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области, она исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и, активно отражая действительность, неразрывно связано с языком.


6492480157644788.html
6492522507206028.html
    PR.RU™