Келли и Фестингер

Леон Фестингер (Leon Festinger) и несколько других социальных психологов недавно разработали теорию соответствия, тесно связанную с концепцией Келли. Но поскольку Фестингер в большей степени интересуется социально-психологическими феноменами, такими, как изменение установок, мы не будем здесь подробно рассматривать его взгляды. Основное положение теории Фестингера (1958) заключается в том, что, когда бы ни возникал когнитивный диссонанс, человек предпримет меры, чтобы его уменьшить. Для этой позиции, как и для позиции Келли, элементами, важными с точки зрения соответствия, являются когнитивные структуры. С точки зрения Фестингера, сюда относятся убеждения, установки, представления и образы восприятия. Состояние рассогласованности, или диссонанса, может возникнуть, когда представление о самом себе как о справедливом человеке сталкивается с восприятием своего предвзятого поведения. Хотя многие диссонансы могут быть связаны с этнической проблематикой, она вовсе не является здесь обязательной. На самом деле, любое ожидание, которое не подтверждается восприятием событий, составляет диссонанс, неважно, включают ли ожидания и образы восприятия вас, кого-нибудь еще или неодушевленные объекты. Келли и Фестингер сходятся также в оценке результатов диссонанса или неподтвержденных ожиданий. Результатом в обеих теориях является тревога или, по крайней мере, некий общий эмоциональный дискомфорт и напряжение, которые служат толчком к изменению, цель которого – избежать того, что вызвало напряжение. Но между позициями Фестингера и Келли существует важная разница в акцентах.

Как вы помните, Келли подчеркивает рациональную процедуру изменения конструктов методом проб и ошибок так, чтобы в конечном итоге получить основу для точного прогнозирования событий. Фестингер, наоборот, не уделяет столь много внимания интеллекту и соответствию представлений действительным измерениям мира реальных событий. Вместо этого Фестингер утверждает, что человек изменит одно или другое представление, вовлеченное в диссонанс, или в каком-то случае природу отношений между ними, не заботясь о реальностях внешнего мира. Согласно Фестингеру, человек с той же готовностью пойдет на искажение реальности, как и на любой другой способ, в своих попытках избежать диссонанс. Подчеркивая здесь иррациональность, Фестингер в этом гораздо ближе к Фрейду, чем к Келли. Для Фрейда, как вы помните, защиты – это процесс искажения реальности, происходящий таким образом, чтобы не ощущать связанной с конфликтом тревоги. Если и существует различие между Фрейдом и Фестингером в понимании методов избежания тревоги, оно заключается в том, что содержание конфликта, по Фрейду, всегда сексуальное и моральное, а Фестингер шире забрасывает свою сеть. Некоторые другие персонологи, такие, как Салливан и Роджерс, также использовали понятие защиты как искажение реальности, но они не особенно четко очертили содержание лежащего в основе конфликта, поэтому, возможно, они еще ближе подходят к Фрейду, чем Фестингер.



Вариант может помочь сильнее почувствовать аромат иррациональности, витающий над вариантом модели соответствия, разработанным Фестингером. Представьте, что вы верите, что человек, которого вы очень сильно уважаете и любите, на самом деле бессмертен – он Бог. Это одно представление. Но предположим также, что вы видите, как он погибает смертью смертного – на кресте. Это второе представление не согласуется с первым и порождает тревогу. Тревога возникает не потому, что вы потеряли любимого, а скорее потому, что в смятении вы знаете, во что верить. Поэтому, чтобы избавиться от тревоги, вам нужно уменьшить диссонанс. Вы прекрасно можете сделать это, выработав третье представление, которое говорит, что он не на самом деле умер, а просто покинул земную жизнь. Вооружившись этим убеждением, вы получаете даже основу для ликования. И, чтобы защитить себя от возможности появления тревоги в будущем – видение смерти на кресте все-таки очень живо, – вы начинаете проповедовать. Если вы сможете убедить других обратиться в свою, снижающую диссонанс веру, вы с большей уверенностью сможете верить сами. Келли мог бы согласиться с толкованием этого примера вплоть до момента снижения диссонанса. В этом пункте Келли почти наверняка предположил бы, что произойдет изменение изначального убеждения в бессмертности, ведь эта процедура наиболее соответствует реальности.

Фестингер развил свою теорию в направлении, позволяющем понять скорее изменение установок, чем саму личность. Поэтому понятно, что он мало предлагает того, что может прояснить характеристики ядра и периферические аспекты личности. По этой причине нам не нужно далее рассматривать его точку зрения. Будет достаточно зафиксировать существенное сходство базовых положений теорий Келли и Фестингера. В рамках позиции Фестингера, как и у Келли, мы встретим точку зрения, в соответствии с которой скука, или состояние полной согласованности между когнитивными элементами, не может рассматриваться в качестве значительно неприятного человеческого переживания. И снова, как и у Келли, мы находим модель человека как болезненно хрупкого существа.


6366870895116949.html
6366914827890352.html
    PR.RU™