Воля как сознательное регулирование человеком своего поведения (В.А. Иванников, Е.П. Ильин).

В.А. Иванников задавался вопросом о том, что имеется общего в следующих понятиях, при помощи которых описывают и объясняют феномен воли или волевого поведения: действие без актуальной потребности; действие при конфликте мотивов; действие с учетом его последствий и моральных соображений; действие по общественной необходимости; произвольно выбранное действие, свободное от наличной ситуации; сдерживание своих желаний; преодоление препятствий и т. д. В. А. Иванников дал следующий ответ: все эти понятия включают в себя момент изменения побуждений путем изменения смысла действия. Он также полагал, что о воле начинают говорить тогда, когда обнаруживается недостаток побуждения к заданному действию. По Иванникову, возникающие затруднения преодолеваются очень просто: для этого более слабый мотив нужно заменить (или присовокупить к нему) более сильным. Так, выступление на соревнованиях может оказаться для спортсмена более успешным, если он посвятит его любимому человеку. В этом случае старый мотив «занимает» энергию у нового, более значимого мотива.
Эта точка зрения не нашла поддержки у ряда психологов, которые считают, что воля не характеризуется недостатком побудительности мотивов.

В результате получается, что, с одной стороны, В. А. Иванников придерживался понимания воли с мотивационных позиций, а с другой стороны, по-видимому, примыкал к сторонникам понимания воли как волевой регуляции, связанной с преодолением трудностей.

В другой работе он снова повторял, что в основе волевой регуляции побуждения к действию лежит произвольная форма мотивации. В частности, Иванников пишет, что «Воля есть… произвольная мотивация».

Взгляды В. А. Иванникова подверглись справедливой критике со стороны В. К. Калина [1989а]. Последний отмечает, что сначала В. А. Иванников сузил проблему произвольной мотивации до вопроса о побудительности, а затем свел ее к сознательному изменению мотива, которое рассматривается только в аспекте побудительных причин. И воля, и произвольная мотивация у В. А. Иванникова являются сознательной формой побудительных причин действия – и только. Волевые качества, а следовательно и волевые усилия, он не включил в понятие воли, предлагая взамен выделять такие реальные моменты деятельности человека, которые «пока не имеют своего объяснения и требуют привлечения понятия, сходного с интуитивно выделяемым понятием воли». Таким образом, делает вывод В. К. Калин, основной недостаток представлений В. А. Иванникова о воле – то, что рассмотрение им воли лишь как разновидности произвольной мотивации не позволяет охватить всех волевых проявлений, в частности управления человеком своими психическими процессами при исполнении действий и осуществлении деятельности.



Е. О. Смирнова критикует концепцию В. А. Иванникова с других позиций. Она отмечает, что если понимать волю только как овладение своим побуждением, то о начале формирования воли в детском возрасте можно будет говорить только тогда, когда ребенок станет способным управлять своими мотивами и создавать новые личностные смыслы (т. е. переосмысливать основание своих действий и поступков). Однако известно, подчеркивает Е. О. Смирнова, что дети до 7–8 лет не в состоянии адекватно осознавать свои мотивы (и тем более самостоятельно изменять смысл своих действий). Еще Л. С. Выготский вслед за К. Левиным отмечал, что дети, в отличие от взрослых, не способны к образованию «любых» намерений и могут действовать только в направлении наиболее сильных непосредственных побуждений и что дошкольник делает только то, что он хочет. Да и сам В. А. Иванников показал, что у детей до 6 лет введение дополнительных мотивов не дает значимого увеличения волевого компонента действий. Отсюда должно следовать, что до этого возраста говорить о наличии воли у детей трудно.

В действительности же и жизненные наблюдения, и научные исследования показывают, что уже у 3-летних детей проявляется упорство, упрямство. Ряд авторов именно дошкольный возраст считает интенсивным периодом развития воли.

Таким образом, многие данные говорят в пользу того, что сводить волю к произвольной мотивации нет оснований.

Ильин полагает, что воля не столько объяснительное, сколько классификационное понятие (это целенаправленное осознанное действие).

У Платона есть метафора, что жизнь человека можно сравнить с колесницей, в которую запряжены два коня: воля и чувства, колесницей управляет разум, он держит возжи, сдерживая волю и чувства.

Выделены: разум, эмоции, воля - это классическая триада. В интеллект, т.е. разум включены память и мышление - это обоб­щенное понятие. Эмоции - тоже классическое понятие, в него входят: чувства, эмоциональные состояния, эмоции. Воля так же относится к классическим понятиям и включает в себя ряд явлений. Из такого рассматривания воли выпали произволь­ные действия (не требуют преодоления препятствий).



Ильин попытался показать, что воля это не только высшие появления воли - преодоление препятствий, но это еще и произ­вольные действия, выполненные целенаправленно и осознано, не преодолевая при этом препятствий. Воля является частным проявлением произвольного управления. Традиция выделять волю, как сферу созна­ния.

Ильин: воля или произвольность – это управление своим поведением с помощью сознания. Он так же вы­деляет функциональную структуру произвольного управления.

Функции воли;

1. Самодетерминация (мотивация)

2. Самоинициация и самоторможение

3. Функция самоконтроля

4. Самомобилизация (внимание) и самостимуляция

Т.к. в волю входит произвольное управление и волевая регуляция, то можно выделить произвольные и волевые действия.

Произвольные действия направлены на достижение определенной цели, поэтому чаще всего рассматриваются как специфи­ческая единица человеческой деятельности. Произвольные действия выделяют и классифицируют по тем функциям, которые они выполняют: внешние и внутренние действия. Выделяют познавательные действия (мнемические, перцептивные, мыс­лительные, аттекционные) и психомоторные действия (внешние).

Волевые действия - это разновидность произвольных действий. Специфика волевых в том, что при достижении цели всегда есть волевое усилие, следовательно связано с преодолением препятствий, требует больших затрат энергии и сопровождается переживанием внутреннего напряжения.



6361640649902617.html
6361683306571457.html
    PR.RU™