Теория человеческих отношений

Недостатки бюрократического направления попыталась преодолеть одна из школ в теории менеджмента, получившая название психотехники, а позднее - теории человеческих отношений.

Ее предпосылкой стал накопившийся к началу ХХ в. в области физиологии и психологии запас экспериментальных данных, которые находили применение в разных сферах производства, образования, здравоохранения.
Так, наблюдения, свидетельствующие о различном влиянии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора трудовой активности рабочих. На этой основе сначала в Германии, а затем и в России возникла особая прикладная область психологии — психотехника.

Ее наиболее известным представителем стал немецкий психолог Г. Мюнстенберг (1863—1916), занимавшийся исследованиями в области профессионального отбора, теории управления, психогигиены, разработками системы профессионального тестирования. Его многосторонние интересы были обобщены в первой монографии по психологии труда «Основы психотехники» (1914). Исследования Мюнстенберга впервые выявили широкие возможности практического приложения психологической науки к обеспечению трудового процесса. Психотехника стала стремительно развиваться сначала в Германии, а затем в США и России.

Наиболее известным ее представителем стал американский социолог и психолог Джордж Мейо (1880—1949). Особую известность получил проведенный им в течение пяти лет (с 1927 по 1932 г.) так называемый Хоторнский эксперимент на предприятии «Вестерн электрик компани», расположенном в г. Хоторн близ Чикаго. С помощью системы хорошо продуманных экспериментов он доказал, что при умелом использовании даже, на первый взгляд, незначительных психологических факторов (цвет стен в производственных цехах, освещение, музыкальное сопровождение трудового процесса и т.п.) производительность труда может возрастать даже при одновременном снижении уровня заработной платы. Но особую роль может сыграть вовлечение рабочих в процесс принятия решений.

Д. Мейо впервые показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил теорию социального менеджмента, которую стали называть теорией человеческих отношений.
Основные положения теории человеческих отношений:

• важными факторами повышения трудовой активности являются не только организационно-технические, но и такие психологические факторы, как мысли, чувства, настроения работников, степень удовлетворения их разнообразных потребностей;

• в формировании этих психологических факторов велика роль не только рациональных мыслей и чувств, так или иначе осознаваемых человеком, но и психологических явлений иного рода, относящихся к сфере подсознания, к области глубинных, иррациональных уровней человеческой психики, к сфере инстинктов и смутных влечений; их также следует учитывать в управленческой деятельности;



• как сознание, так и подсознание человека являются продуктом не только его собственной, индивидуальной психики, но и его взаимодействия с другими людьми, влияния групповой корпоративной психологии, морально-психологической атмосферы, существующей в данной рабочей группе,
организации.
Во второй половине ХХ в. внимание исследователей все более концентрируется на изучении поведения работника в системе организации. На этой основе формируется особое направление прикладной психологии, получившее название организационной психологии, исследующей принципы построения и управления трудовой организацией, модели поведения работника в различных организационных структурах.


6361432978084274.html
6361501146410344.html
    PR.RU™